История края

Территория, на которой расположен город Сосновый Бор, заселена человеком с доисторических времен. Первое население появилось здесь, как и на всем западе современной Ленинградской области, вероятно, в VIII-VII тысячелетиях до нашей эры. К рубежу II-I тысячелетий до нашей эры в результате сложных этногенетических процессов здесь возникли прибалтийско-финские племена. История водских племен, относящихся к прибалтийско-финской группе финно-угорской языковой семьи, берет начало в эпоху раннего металла на рубеже I века до нашей эры и I века нашей эры. По имени этого древнейшего племени вся эта территория известна в истории как Водская земля.

Своих особых государств у прибалтийско-финских племен не образовалось, они вошли в систему древнерусского государства.

Славянские поселения в этих краях появились в VIII-IX веках новой эры. Они располагались чересполосно с “чудскими”, с жителями которых славяне жили в добрососедских отношениях. Этому способствовало и раннее принятие (в XII-XIV веках) водью православия, а вместе с ним и русской письменности. При крещении водь, как и другие православные народности - карелы, вепсы, ижоры - получала православные имена. Потому их так трудно выделить в исторических источниках, к примеру, в писцовых книгах. Водская земля занимала обширную территорию от Чудского озера до реки Волхов, от южного берега Финского залива до верховьев рек Луги, Оредеж, Плюссы. Административным центром Водской земли был погост Копорье, с XIII века - крепость.

Постепенно в результате особых исторических условий, ассимиляционных процессов - смешения со славянами (русскими), ижорой, позднее - финнами, территория, населенная водью, сокращалась. Водь к XX веку почти полностью исчезла, слившись с окрестным населением.

Ижоры, жившие восточнее, в Водской земле появились предположительно в XII веке. Родина их - юг Карельского перешейка, окрестности реки Невы, Ижоры и восточнее - до Волхова. В XVIII веке западная часть Водской земли была захвачена шведами и по Столбовскому (1617 год) миру перешла к Швеции. Тогда она уже называлась Ижорской землей.

Русскую Ижорскую землю - от устья Невы до устья Наровы - шведы назвали Ингерманландией. Она стала особым генерал-губернаторством Швеции с центром в Нарве. Копорье с уездом составляло Копорский лен. В эти годы начался уход русских, водских и ижорских крестьян в глубь России. Массовый исход населения был связан с экономическим и политическим гнетом чужеземных властей. Были попытки насильно обратить местных крестьян в лютеранство, несмотря на давние традиции православия в этом краю.

На опустевших землях стали появляться переселенцы из ближайших районов Финляндии. По данным шведских писцовых книг 1618-1623 годов переселение происходило из восточной Финляндии, в основном из прихода Эйрепя, который прилегал к границе Нотебургского уезда, нынешнему Карельскому перешейку. Назывались они эвремейсет, или в русском звучании эвремейсы - люди из Эйрепя. Они заняли западную и центральную часть Карельского перешейка (Лемболово, Токсово), а также южное побережье Финского залива от устья Невы до реки Коваш (Хеваанйоки). Несколько позднее вторая группа финнов - савакот, или саваки - из восточной Финляндии - поселилась к югу и юго-востоку от эвремейсов.

Эти две группы долго отделяли себя друг от друга, притом эвремейсет считали остальных финнов - савакот и суоми - более поздними пришельцами. Различия этих групп были в языке (особые диалекты), одежде, некоторых обрядах, обычаях. К концу XIX века различия исчезли, и появился этноним - ингерманландские финны (инкерилаизет).

После возвращения Ижорской земли России в результате Северной войны местные финны были приравнены в правах с остальным крестьянским населением России. Национальные и конфессиональные их права никак не ущемлялись. Строились кирхи, школы. Русское население, по свидетельству П. И. Кеппена, называло всех местных финнов чухонцами и маймистами.

На землях южного побережья Финского залива “чухонцами” называли в XX веке ижор. Финские деревни в окрестностях города Сосновый Бор: Ручьи (Оянкюля), Липово (Хорсконду), Ракопежи (Ракопеси). Во время войны была разрушена деревня Долгово (Толкинкюля), находившаяся на территории нынешней атомной станции. Это всё рыбачьи деревни. Они упоминаются на шведской карте 1676 года.

Ижорские, уже обрусевшие деревни, существуют и поныне по реке Коваш: Старое Калище, Новое Калище, Кандикюля, Лендовщина, Мордовщина, Коваши. Во время Великой Отечественной войны были полностью разрушены деревни: Ломоносова, Шишкино, Тентелева, Пулково, Усть-Рудица, Сюрьи, Керново, Копорки, Лужки, Гатобужи.

Коренными русскими деревнями в окрестностях Соснового Бора можно считать только деревни Устье и Систа-Палкино. Обе расположены в устьях рек Коваш и Систа. Это свидетельствует о древности их происхождения - так селились славяне (русские). Под своими названиями “Устье Коваши” упоминается в XVII веке, Систа-Палкино - в XVI веке.

Как отмечает Л. Н. Гумилев, Россия как этническая система - суперэтнос - сложилась к XIV веку. И за эти 600 лет “... ярко проявило себя такое качество русского человека, как терпимость к нравам и обычаям других народов”.

И писцы в XV-XVI веках, переписывая податных крестьян в Водской пятине, никак не выделяют ижор, води. В своих деревнях водь, ижора сохранили язык, культуру, фольклор, обряды, обычаи, костюм. Уже в XV-XVII веках край был промышленным. Здесь издавна добывали железную руду и ковали “кричное” железо, добываемое из красных болотных руд у Копорья, на реке Коваш. Крица - сгусток ноздреватой железной массы, из которой после длительной обработки получали металл. Из него делали сельскохозяйственные орудия, утварь и оружие. Об этом свидетельствуют записи в писцовых книгах, находки археологов. На этой земле жили ремесленники: домники, кузнецы, коновалы. И потому в Водской пятине и, в частности, в Копорском уезде были сравнительно крупные поселения, в то время как на всем северо-западе деревни были в 1-2-3 двора.

Хоть и промышленный был край, но каждый ремесленник был и землепашцем. А также и воином, потому что Водская, позднее Ижорская, земля была ареной множества сражений.

Об этом свидетельствуют седые стены одной из древнейших крепостей Северо-Запада России - Копорья. На ней в XIII веке Александр Невский бил и немцев, и шведов. А ижорский старейшина Пелгусий - сподвижник князя Александра, несший морскую стражу - предупредил о нападении шведов в 1240 году.

Северная война под руководством Петра I принесла освобождение от иноземного гнета. И здесь немаловажную роль сыграло сражение под Копорьем в 1703 году. Это своеобразно отразилось в местном фольклоре. У ижорской сказительницы Александровой Е. А. (1902-1989) в наше время, в 80-е годы, была записана историческая песня “Война под Нарвой”. Вернее будет назвать её “Война под Копорьем”, по-ижорски Кабрио. В песне упоминаются деревни Колкоппя, Вярноя. Они находятся в нынешнем Кингисепском районе, по соседству.

Храбрый король Швеции Храбрый король Швеции
измерил море своим мечом, повел народ на Кабрио.
своим аршином оценил, Российский король хитрый
корабли пустил на волны, услышал об этом чуде -
на воду - боевые лодки. пушки плевать заставил,
Набил корабли народом - снаряды шлепаться пустил,
маленькими писарями, сразил народ в Кабрио,
малорослыми матросами. большой отряд в Колкоппя,
Проплыл возле земли Суоми, малый народ в Вярноя,
достиг вод российских, корабли затопил в море.
(подплыл) к деревне Колкоппя, А храброго короля Швеции
к окрестностям деревни Вярноя. оторопь взяла страшная -
Высадил народ в Вярноя, как помчался он из Кабрио,
большой отряд в Колкоппя. так и шапку на скамье оставил,
(забыл) свою клюку кривую.

 

 

С XVIII века на два столетия восстановился мир на этой прекрасной земле. Строительство новой столицы - Санкт-Петербурга прибавило количество русских - крестьян, переселенных из внутренних районов России.

Этот край всегда был районом, где земледелие сочеталось с ремеслом и промыслами. Жители (рыбаки) побережья Финского залива обеспечивали рыбой не только собственные нужды, но всю округу, а с основанием северной столицы местная рыба появилась и на рынках С-Петербурга. Извозным промыслом местные крестьяне занимались также с этого времени.

В XVIII веке Копорский, позднее Ораниенбаумский уезд был заселен помещичьими крестьянами. При том помещиками были знатнейшие фамилии России: Шереметьевы, Разумовские, Сиверсы, Черкасские... Крупнейшим ингерманландским помещиком был ближайший сподвижник царя Петра I - А.Д. Меншиков.

Пожалованы были земли в Копорском уезде и великому русскому ученому М.В. Ломоносову “для создания стекольной фабрики на благо отечества”.

Во второй половине XIX века в России после отмены крепостного права начался экономический подъем. Развитие каботажного (грузового) мореходства потребовало специалистов-мореходов: лоцманов, капитанов. Мореходная школа была открыта в деревне Устье в 1886 году при повсеместной поддержке крестьян, чьи сыновья и стали учениками этой школы. В ней училась крестьянская молодежь - дети рыбаков южного побережья Финского залива - русские, ижоры, финны.

Стекольный завод в окрестностях деревни Калище возник еще в первой половине XVIII века, точнее, в 1743 году. Чему, по-видимому, послужило обилие хорошего песка, леса, а также близость строящейся новой столицы Санкт-Петербурга, которая стала основным потребителем стеклянных изделий и, особенно, оконного стекла.

Калищенский стекольный завод, с 90-х годов XIX века входивший в Северное стекольно-промышленное общество, просуществовал до 1922 года.

На заводе изготавливались листовые стекла, штофы, полуштофы, четвертушки, бутыли, полубутылки, стаканы, рюмки, графины разные из стекла и хрусталя, разного вида зеркала.

В списке акционерных предприятий, действующих на территории России в 1912 году, Северное стеклопромышленное общество являлось одним из самых крупных.

Империалистическая война, начавшаяся в 1914 году, сократила количество продукции и прибыль Северного общества, что “объясняется исключительно обстоятельствами, переживаемыми нашим Отечеством военного времени” - как сообщается в Докладе Правления Общества за 1914 год. В этом же докладе отмечается строительство Копорской железной дороги и “...что вблизи Калищенского завода будет построена станция... (которая)... соединит наш завод с общей сетью русских железных дорог, ... избавит наш Завод от прежних периодических перерывов в перевозке материалов и изделий во время весенних и осенних распутиц, а вместе уменьшит накладные расходы, устранив необходимую транспортировку этих грузов между Ораниенбаумом и заводом гужевым путем”.

Несмотря на периодические трудности, Калищенские заводы росли и развивались. И только революция, Гражданская война и связанное с ними разорение привели к закрытию заводов в 1922 году, так как оборудование их было разграблено в 1919 году белогвардейскими войсками при поддержке Антанты.

Революция в этих краях прошла при активной поддержке населения. И поэтому, в частности, на выборах в Учредительное собрание в 1917 году на Калищенских стекольных заводах и Устье “...из 518 участвовавших в выборах 462 проголосовали за депутатов РСДРП”.

В 1918 году впервые в Калище прошла первомайская демонстрация.

После победы Октября калищенские красногвардейцы помогали районному комитету РСДРПб в Ораниенбауме сформировать свой отряд Красной Гвардии, во главе которого был рабочий Калищенского стекольного завода большевик И.И. Волков.

В конце 1917 года в Ораниенбаумском узле стали создаваться волостные Советы крестьянских депутатов, которые решали земельный вопрос, отобрав землю у помещиков и кулаков и раздав ее крестьянам.

12 января 1918 года был избран Ковашевский волостной совет.

Но началась Гражданская война, и южное побережье Финского залива стало почти на два года местом ожесточенных боев и на суше, и на море.

Закончилась Гражданская война, наступил период мирного строительства. Новая экономическая политика сумела поднять страну после лишений, голода, разрухи. Воспрянул духом крестьянин, получив землю. Но пришла пора коренных преобразований в деревне – коллективизация. В деревнях образовались колхозы: “Волна” в Долгово, “Комсомолец” в Ракопежи, “Имени Карла Маркса” в Устье, “Верный путь” в Систо-Палкино, “Труд” в Ручьях, “Липово”, “Красная Заря” в Старом Калище.

Все колхозы имели два направления - рыболовецкое и сельскохозяйственное. Что искони было и у крестьян. И до Великой Отечественной войны в колхозах жили достаточно зажиточно. В Устье была организована Копорская МРС (машинно-рыболовецкая станция), с флотом, обслуживающим рыболовецкие колхозы всего побережья. При ней были курсы мотористов, куда пошла учиться молодежь. Существовала она до 1956 года - года первого объединения рыболовецких колхозов. Там же были мастерские по ремонту техники, сетевязальные и по починке сетей, где трудились женщины. Сочетание промыслового и сельскохозяйственного направления способствовало успешному хозяйствованию колхозов. В них выращивали хорошие урожаи овощей так как сеяли как зерновые, так и овес. Вплоть до войны, да и после, в хозяйствах были лошади.

В Калище на месте бывшего зеркального завода было организовано предприятие “Электроизолит”.

После начала 22 июня 1941 года Великой Отечественной войны уже к августу враг был под Копорьем. Здесь сражались части 8-ой армии, которая вела изматывающие бои, отступая из Прибалтики. Войска 8-ой армии остановили противника при активной поддержке 2-ой и 5-ой бригад морской пехоты, береговой и корабельной артиллерии и морской авиации Балтийского флота к 7 сентября 1941 года и закрепились на рубеже река Воронка - Большое Горелово - Кипень. Советские войска выстояли в неравной борьбе и не пропустили врага.

Ораниенбаумский плацдарм стал яркой страницей в обороне Ленинграда.